Как обстояло дело со средним образованием в Екатеринбурге в XVIII–XIX веках
В XIX веке школьная дисциплина была суровой. За проступки и плохую успеваемость учеников наказывали строго. Их били розгами, секли по лицу, ушам и волосам. Особенно жестоким было наказание для нескольких учеников, которых ставили в круг. Каждый из них держал соседа за уши и оттягивал их вниз, пока тот не начинал потеть. Удивительно, но дети не плакали, хотя их глаза были полны слёз. Они стеснялись показать свою слабость.
По словам историка Анастасии Каримовой, гимназии существенно отличались от земских школ. Земские школы принимали детей из бедных семей. Их содержание оплачивалось за счёт местных властей. Чтобы поступить в гимназию, нужно было иметь определённые знания. Для этого открывались подготовительные курсы, которые пользовались большой популярностью в Екатеринбурге.
Выпускники элитных школ получали возможность поступить в университет. Историки отмечают высокие затраты на обучение, но благодаря меценатам талантливые дети из малообеспеченных семей могли получить качественное образование.
Оценки в гимназиях ставили без учёта материального положения учеников. В школах-интернатах строго регламентировался распорядок дня.
Евгений Коротков, исследователь, описал быт воспитанников Уральского горного училища. В шесть часов утра надзиратель будил учеников. Тех, кто не услышал звонка, он осторожно обходил кровати и будил. Ученики приводили свои кровати в порядок и шли умываться. Затем они надевали форму и выходили в коридор. Там они гуляли, ожидая остальных. В восемь часов приходил учитель, и ученики читали молитвы перед уроками. Занятия продолжались до 11 часов с перерывами на четверть часа. В 12 часов звучал звонок на обед. Каждому ученику ставили три тарелки, нож, вилку, серебряную ложку и стакан. На столе стояли графины с водой и квасом. Один из учеников читал молитву, после чего все рассаживались за столы.
Меню гимназистов было разнообразным. На первое подавали щи или борщ, на второе — жареное или варёное мясо с картофелем или морковью, на третье — молоко. По четвергам и воскресеньям давали пирожки с кашей, ливером или квашеной капустой. В постные дни на столе была горошница или «толстые щи» из ячменной крупы. В праздники подавали уху, кашу, жареный картофель и густой квас.
После обеда ученики шли в чертёжный зал, где практиковались в черчении или рисовании. Затем был перерыв, с трёх до пяти часов занимались в классах. После этого учеников ждал «паужин» — небольшой кусочек ржаного хлеба с солью и вода. Ужин состоял из супа без мяса, гречневой каши с маслом, чёрного хлеба и кваса.
Что касается обычных школ, историкам удалось найти информацию о пяти учебных заведениях, которые открылись почти одновременно с основанием Екатеринбурга. В 1724 году начала работать школа арифметики, затем — словесная школа. С 1735 года открылись немецкая и латинская школы, а также школа знаменования.
По подсчётам Евгения Короткова, в 1737 году в городе было немного учащихся. В словесной школе обучалось 70 учеников, в арифметической — 47, в школе знаменования — 8, в немецкой — 27. На Верх-Исетском заводе учились 10 человек, на Нижне-Уктусском — 8. На этих заводах ученикам давали только начальные знания. После этого они могли продолжить обучение в школах при Екатеринбургском заводе.
Главным двигателем образовательной системы Урала того времени был Василий Татищев, один из основателей Екатеринбурга. Он понимал, что горнодобывающая и перерабатывающая промышленность не может развиваться без квалифицированных работников. Школы готовили специалистов, которые умели определять тип руды по внешнему виду, состав полезных ископаемых, а также осваивали основы архитектуры, механики, камнерезного и гранильного искусства.
Сделать образование массовым не удалось. Учеников, умеющих читать и писать, чаще забирали с заводов. Об обучении девочек речь вообще не шла. Женские школы появились только в 1789 году, когда открылось малое народное училище. В нём дети обоих полов могли пройти двухгодичный курс.
Успехи учеников ограничивались отсутствием учебных пособий. Их доставляли с трудом, а на всех не хватало. Кроме того, не хватало учителей по некоторым предметам.
Читайте так же
Бесплатные онлайн-викторины по детской безопасности. Как рассказать детям о важном в игровой форме
Увы, но современный мир полон опасностей. Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях – наша задача. Вот как сделать это и не напугать, а предупредить.
Летние загородные лагеря 2025 в Свердловской области
Все ближе приближается к нам заветная для многих детей пора - летние каникулы. Чтобы ребенок не сидел дома один пока вы на работе, предлагаем отправить его в детский летний лагерь, где он с пользой и удовольствием проведет время. В нашей статье наиболее полный обзор лагерей, где можно отдохнуть этим летом в Свердловской области.
Летние городские лагеря и программы 2025 в Екатеринбурге
Наступило лето. Пора самых длинных детских каникул. Традиционно стоит вопрос как организовать летний отдых ребенка, чтобы он набрался сил, весело и с пользой провел время. Один из лучших вариантов отправить его в городской лагерь. В этом году, как обычно, много школьных городских лагерей, есть лагеря и летние программы организуемые детскими центрами г. Екатеринбурга. Так же лагеря дневного пребывания есть у различных клубов по интересам, которые предлагают тематические программы: языковые, спортивные, компьютерные, робототехнические и многие другие направления.