6 caмыx cтpaнныx oбpядoв pyccкoгo нapoдa

6 caмыx cтpaнныx oбpядoв pyccкoгo нapoдa


1. Солонование и перепекание младенцев

В далёкие времена в русских поселениях, как и во всех остальных, младенческая смертность была высока, поскольку ещё не существовало таких достижений цивилизации, как антибиотики и детская медицина. Однако заботливые родители, проявляя крестьянскую смекалку, искали другие способы защитить своих детей от опасностей и болезней.

Если ребёнок рождался недоношенным, был слабым, больным или проявлял необычное поведение — например, был слишком тихим или, наоборот, слишком активным, — с ним поступали следующим образом.

Младенца покрывали тестом, клали на лопату, которую использовали для выпечки хлеба, и отправляли в натопленную печь.

Считалось, что там ребёнок будет «дозревать», как в утробе матери. Этот странный ритуал, известный как перепекание детей, сохранялся в некоторых регионах вплоть до XX века. Он сопровождался чтением молитв и заговоров, хороводами вокруг дома повитух, а также диалогами между родителями и повитухой, которая руководила процессом:

— А что ты делаешь, кума?

— Сухотку (болезнь) запекаю.

— А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку!

— А что ж? И Ваньку не пожалею, лишь бы её, лиходейку, изжить!

— Её запекай, а Ваньку мне продай!

Повитуха забирала ребёнка, и он проводил у неё ночь, после чего она возвращала его родителям. Затем она бросала снятое с малыша тесто собаке, чтобы переложить на неё все болезни, которые были собраны с ребёнка.

Если этот ритуал кажется вам слишком необычным, есть ещё один вариант — так называемое солонование младенца. Берём предположительно больного ребёнка и натираем его солью и сажей. Если смесь разъедает кожу и та начинает отваливаться клочьями — не беда, вместе с ней уйдёт и болезнь. Впрочем, можно не полностью натирать ребёнка солью — достаточно просто засыпать её ему в уши. Помогает от сглаза.

Подобные обычаи существовали также в Турции и странах Средней Азии.

2. Открытие колдунов

В просвещённом европейском обществе конца XV — середины XVII веков поиском ведьм, колдунов и других представителей чародейского ремесла занималась Святая инквизиция. У суеверных русских крестьян не было подобных организаций, поэтому они вынуждены были самостоятельно бороться с прислужниками дьявола.

Колдуны и ведьмы совершали множество злодеяний, включая насылание болезней, неурожаев и кражу молока у коров. Причины их поступков были связаны с их скверным характером.

Естественно, они скрывали свои деяния, чтобы избежать праведного гнева соседей.

Поэтому, если у жителей деревни возникало подозрение, что в их среде появился чернокнижник, они проводили ритуал, чтобы раскрыть его личность. В определённый день, 25 марта, после утренней службы самый отважный крестьянин должен был сесть на лошадь, которую ему было не жаль, спиной вперёд, лицом к хвосту. Затем он должен был ездить по деревне, не оборачиваясь.

Выехав из села, ведьмолов должен был смотреть на печные трубы. Считалось, что в этот роковой день нечистая сила «проветривает» колдунов, которые вылетают из труб вниз головой. Разумеется, она делала это под покровом невидимости, и только сидя на лошади задом наперёд можно было обнаружить чернокнижника, парящего над крышей своего дома.

Однако при проведении ритуала необходимо было соблюдать осторожность. Если крестьянин во время поездки на лошади оглянется, нечистая сила немедленно разорвёт лошадь на части, а сам ведьмолов либо умрёт, либо сойдёт с ума от страха. Поэтому всё чаще такие ритуалы поручали специально обученным знахарям.

Они не боялись нечистой силы и умели управлять лошадью, не глядя на дорогу. Конечно, эти профессионалы работали только за серьёзное вознаграждение, которое собиралось всем селом.

3. Угощение водяного

Улов для рыбаков был жизненно важен, поэтому они старались поддерживать хорошие отношения с водяным. Кроме того, от его расположения зависели и другие жители окрестностей — мельники и пчеловоды.

Водяной мог причинить много бед: утопить кого-нибудь, отвести улов от неводов, испортить мельничные колёса или даже уморить пчёл в ульях.

Как связаны водяные и пчёлы? Это кажется невероятным, но в такие вещи нужно просто верить.

По народным наблюдениям, с 1 апреля (по старому стилю) водяные, живущие в каждом пруду, просыпались голодными и злыми. Они разгоняли рыбу, ломали лёд, вызывали волны — давали понять, что настроение у них плохое. Чтобы их успокоить, им приносили угощение.

За три дня до 1 апреля рыбаки покупали у цыган самую плохую лошадь, не торгуясь. Всё это время они старались откармливать её хлебом и жмыхом конопли. В последний вечер голову коня мазали мёдом с солью, вплетали в гриву красные ленты, связывали ноги и надевали на шею пару старых жерновов.

Ровно в полночь коня отводили на реку, где жил водяной, и бросали в прорубь. Если лёд уже растаял, приходилось грузить «подарок» в лодку, везти на середину водоёма и топить его там.

Предполагалось, что накормленный водяной становился добрее и не устраивал наводнений, не рвал сети и удочки и не пугал рыбу. А если рыбаки были непонятливыми и затягивали с подарком, дух якобы давал им понять это через сильные колебания воды и глухие стоны из-под земли.

После того как подарок был сделан, старший рыбак выливал в реку масло со словами: «Вот тебе, дедушка, дар на новоселье. Люби и жалей нашу семью!» Довольные рыбаки возвращались домой и, по словам этнографа XIX века Ивана Сахарова, «с радостью проводили всю ночь в пьянстве».

4. Борьба с Коровьей смертью

В современном мире гибель домашних животных часто объясняют инфекционными заболеваниями. Однако в древние времена у простых русских крестьян не было микроскопов, поэтому они связывали падеж скота с более мрачными причинами.

Считалось, что существует некая сила, которую называли Коровьей смертью. Она уничтожала скот, а благополучие животных было жизненно важным для всего поселения.

Коровья смерть являлась людям в образе старой и отвратительной женщины с когтистыми «руками-граблями». Она не могла войти в село самостоятельно и поэтому появлялась перед проезжающими путешественниками и купцами, прося их подвезти её до ближайшей деревни. Когда человек выполнял её просьбу, Коровья смерть добиралась до места назначения и уничтожала весь скот.

Чтобы остановить эту злодейку и предотвратить падеж скота, крестьяне прибегали к отчаянным мерам. Они проводили ритуал, который назывался «опахивание села».

Этот ритуал проводили только женщины и девушки. Ночью они собирались тайно, босые, в одних белых рубахах и с распущенными волосами. Они использовали соху, чтобы провести борозду вокруг деревни. Считалось, что Коровья смерть не сможет преодолеть эту границу.

В соху запрягали либо одну девушку, либо сразу трёх. При этом они должны были быть полностью обнажёнными и желательно целомудренными. Иногда в качестве тягловой силы использовали беременных женщин.

За сохой шла вдовая женщина. Участницы ритуала создавали шум, гремели сковородами, заслонками, кочергами и щёлкали кнутами. В Данковском уезде Рязанской губернии женщины даже стреляли из ружей, вероятно, потому что нечистая сила боялась доброго огнестрельного оружия.

Участницы ритуала также носили с собой мётлы и иногда катались на них, как на лошади. Они брали горящие пучки лучины или соломы, сухие липовые чурки, банные веники без листьев, черепа животных или живого петуха. Кроме того, они несли священные христианские атрибуты, такие как иконы, свечи и ладан в кадиле или просто в горшке с раскалёнными углями.

Если по пути им встречалось животное, например кошка или собака, они убивали его. Ведь это была сама смерть, которая приняла такой облик, чтобы скрыться от возмездия. Если они встречали запоздалого путника, его могли избить, ведь кто знает, в кого может обратиться Коровья смерть?

После того как женщины описывали полный круг вокруг деревни, они выкапывали яму, наполняли её навозом и поджигали его. Затем они проводили больную скотину через дым. Считалось, что это исцелит животных. Не нужно быть ветеринаром, чтобы понять, насколько эффективной может быть такая терапия.

После ритуала Коровья смерть, как считалось, бегала по селу «чахлая и заморенная» и уходила в степи, страдая от своего поражения.

5. Гадание с поглаживанием

С давних времён люди по всему миру прибегали к различным способам гадания, чтобы узнать своё будущее. Особенно это было популярно среди девушек, которым предстояло выйти замуж. Ведь в те времена, когда не было и речи о равноправии, от того, как сложится брак, зависела вся жизнь женщины.

Чаще всего девушки гадали в святочные дни — это 15 ночей с рождественского сочельника до Крещения. Были обряды с использованием зеркал, свечей, карт, бросания башмаков за забор и многое другое.

Был и более интересный способ — когда девушка, желающая выйти замуж, надевала на голову лошади мешок, садилась на неё спиной вперёд и каталась по селу. Логика была проста: если лошадь направится к чьим-то воротам, то девушку сразу же выдадут замуж. А если она процокает к хлеву или забору, то в этом году никто не посватается.

Но самый оригинальный способ узнать будущее был связан с баней или овином — это такие хозяйственные постройки, где сушат снопы.

Считалось, что в этих местах обитают, соответственно, банник и овинник — представители нечистой силы. И у кого же ещё спрашивать о будущем, как не у них?

Итак, девушка, которая хотела узнать своё будущее, подходила к окну или двери, поднимала юбки и просовывала свою пятую точку в помещение, говоря: «Суженый-ряженый, погладь меня!»

Если демон делал это голой лапой, то жених ей предначертан бедный, а если мохнатой, то, наоборот, быть девице невестой богача. Если же никто её не трогал, значит, замужества не видать. А если нечистая сила ударяла девушку кнутом, то быть ей женой домашнего тирана и терпеть побои.

Иногда, правда, не только девушки, но и юноши пытались извлечь пользу из этого обряда. Они прятались в овинах и банях, чтобы иметь возможность безнаказанно облапать незнакомую девушку. Этнограф XIX века Сергей Максимов даже записал историю о том, как в Пензе одна гадальщица сунула свой зад в овин, а спрятавшийся там парень схватил её, и она, решив, что стала жертвой домогательств демона, умерла от испуга.

6. Похороны мух

В губерниях, таких как Владимирская, Смоленская, Калужская, Курская, Орловская и Тульская, а также во многих других регионах, у русских крестьян существовал необычный обычай, который проводился в период от Семёна Летопроводца (1 сентября по старому стилю) до Покрова (1 октября).

В это время жители деревень собирались вместе, чтобы устроить пышные похороны насекомых.

Мухам, тараканам, блохам, клопам, вшам и комарам оказывались почести, их хоронили с почестями.

Как писал этнограф Иван Сахаров, девушки из Серпухова помещали мёртвых насекомых в гробики, сделанные из корнеплодов, например, из репы. Также подходили свёкла и брюква. В других городах и уездах беспозвоночных отправляли в последний путь в коробочках, ореховых скорлупках, лаптях и саркофагах, сделанных из щепок.

Похороны сопровождались громкими оплакиваниями, причитаниями, панихидами, ударами в горшки, имитирующими погребальный колокольный звон, чтением заупокойных молитв и псалмов. После предания насекомых земле на их могилки устанавливали миниатюрные кресты. Усопших поминали пирогами, мёдом, брагой и пивом.

Зачем это было нужно? Есть три причины.

Во-первых, считалось, что похороны мух, комаров, тараканов и других паразитов приведут к их смерти и прекращению их жизни, а также к тому, что они перестанут пить кровь и портить продукты. Обряд был очень эффективным с практической точки зрения. Возможно, это было связано с тем, что «похороны» проводились осенью, когда количество насекомых естественным образом уменьшалось из-за похолодания.

Во-вторых, обряд мог быть связан с верой русских крестьян в то, что души умерших родственников превращаются в мух и других насекомых. Поэтому оказание им почестей могло помочь наладить отношения с предками.

И наконец, третья причина: обряд похорон мух, комаров или тараканов часто носил шуточный характер. Ведь это было весело — хоронить их как людей, соблюдая все правила. Возможно, это помогало крестьянам отвлечься от мыслей о собственной смертности и просто приятно провести время на поминках, даже если никто не умер.
 

Текст: Дети Екатеринбурга
Метки

Читайте так же

Летние городские лагеря и программы 2025 в Екатеринбурге

Наступило лето. Пора самых длинных детских каникул. Традиционно стоит вопрос как организовать летний отдых ребенка, чтобы он набрался сил, весело и с пользой провел время. Один из лучших вариантов отправить его в городской лагерь. В этом году, как обычно, много школьных городских лагерей, есть лагеря и летние программы организуемые детскими центрами г. Екатеринбурга. Так же лагеря дневного пребывания есть у различных клубов по интересам, которые предлагают тематические программы: языковые, спортивные, компьютерные, робототехнические и многие другие направления.

Бесплатные онлайн-викторины по детской безопасности. Как рассказать детям о важном в игровой форме

Увы, но современный мир полон опасностей. Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях – наша задача. Вот как сделать это и не напугать, а предупредить.

Летние загородные лагеря 2025 в Свердловской области

Все ближе приближается к нам заветная для многих детей пора - летние каникулы. Чтобы ребенок не сидел дома один пока вы на работе, предлагаем отправить его в детский летний лагерь, где он с пользой и удовольствием проведет время. В нашей статье наиболее полный обзор  лагерей, где можно отдохнуть этим летом в Свердловской области.